Проектирование  и строительство
гражданских зданий   сайт Александра Прокуратова

Главная Статьи Галерея Soft Документы Ссылки Авторы
 

Rambler's Top100

К 25-летию строительства днепропетровского цирка

Поднял архивную папку с разрозненными материалами о цирке, которые осталась в наследство от главного архитектора объекта Ниринберга Павла Рафаиловича. Предлагаю из этой папки несколько чертежей ручной работы, короткую статью из местной газеты. Статья написана «уткоречью» и вызывает звериную ностальгию по «совку».

Из публикуемых материалов обращаю внимание на фотографию строящегося цирка. Для конструктора это интересно. Наверное, и для хирурга человек интереснее выглядит со вскрытыми внутренностями. Из архива Ниринберга узнаю, что в те времена стационарные цирки были только в Польше, Румынии и СССР. Циркачи всех других стран бедствовали в шапито.

Если сталинский период в архитектуре условно можно начинать от сворачивания конструктивизма в начале 30-х и до постановления ЦК КПСС 1955 года «Об излишествах в архитектуре», то строительство цирка пришлось на последний и решительный период советской архитектуры. Этот период продолжался 35 лет и закончился вместе с кончиной СССР. 35-и лет, хватит на два поколения архитекторов.

С Павлом Рафаиловичем мне удалось сотрудничать уже после развала СССР и сделать с ним несколько объектов, два из которых реализованы.

Времена цирка или цирковые времена, отличались диким гнетом и выкручиванием рук со стороны партийных ОРГАНОВ. Произведения архитектуры приходилось делать из «нефондируемых» материалов. К «фондируемым» материалам доступ был ограничен, но для цирка, наверное, щелочку приоткрыли, тем не менее, сборное «железобетонное шапито». Это был настоящий апофеоз сборного железобетона.

Прилагаем сканированные чертежи цирка ручной работы и фотографию мастера.

 

 

В НОВОМ ЦИРКЕ - ПРИМЬЕРА ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ

Нет, это не ошибка. Действительно, вчера зрители заняли свои места, оркестр заиграл марш, и началось представление – яркое, красочное, праздничное. А праздник этот состоялся для строителей цирка, которые с таким воодушевлением, с таким энтузиазмом трудились на этом объекте. И никого не смущало, что в проходах еще торчали железные прутья, что кое-где не было ступенек, что откуда-то дуло, - атмосфера была самая доброжелательная и сердечная.
В стихотворном приветствии, которое прозвучало в прологе, звучали имена лучших рабочих, бригадиров, мастеров, командиров производства, названия предприятий и организаций, которые принимали участие в сооружении цирка.
Зрители тепло принимали акробатический ансамбль «Романтики» под руководством народного артиста РСФСР В. Довейко, клоунов Н. и А. Лавровых, эксцентриков Н. Бокову и А. Бермана. В. Филиппович с дрессированными собачками, эквилибристов Л. И А. Курочкиных, И. Ярового с дрессированными медведями. Высшую школу верховой езды продемонстрировали Т. и П. Виноградовы…
…Незаметно пролетели полтора часа. Отзвучали последние аплодисменты, и большинство зрителей – нет, не покинули цирк, а остались здесь же, на строительной площадке, заняли свои рабочие места. Вновь заработали механизмы. Рабочий день продолжался. А вечером в семьях строителей еще долго шли разговоры о необычном представлении.




Гостевая книга
  При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна © А.Прокуратов
Сайт управляется системой uCoz