Проектирование  и строительство
гражданских зданий   сайт Александра Прокуратова

Главная Статьи Галерея Soft Документы Ссылки Авторы
 

Rambler's Top100

ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРЯЧКА

Как-то, на днепропетровском форуме возник напрасный энтузиазм о возможном переименовании улиц, в плане их декоммунизации и возврата старых названий. Ведь не так давно был даже прецедент с улицами Гончара и Щербицкого. А тут появилось два объекта для переименования: часть ул. Исполкомовской и часть ул. Миронова.

В результате ту часть, которая возле ТЦ «Босфор», год назад переименовали в труднопроизносимый Екатеринославский бульвар. Были предложения переименовать это место в бульвар Фабра, на бульваре поставить скамейку с бронзовым Фабром.
Чем Фабр хуже Карла Либкнехта?

Краткая справка о Фабре Андрее Яковлевиче (1789-1863).

Екатеринославский гражданский губернатор 1847-1857 г. По плану Фабра и под его наблюдением в городе был создан один из лучших проспектов Российской империи. Фабр вел решительную борьбу с бесхозяйственностью и взяточничеством, вел аскетический образ жизни (семьи у него не было). По его инициативе в Потемкинском музее был открыт музей старожитностей. Написал и издал в 1859 «Достопамятнейшие древности Крыма и соединенные с ним воспоминания» и в 1861 «Древнейший быт Эйоны нынешнего полуострова Тамани». Все свое имущество: дом, землю и около 200 тыс. рублей завещал на устройство сиротского приюта в Симферополе.

С Фабром не вышло. Наверное власть над нами решила, что народ еще не созрел для Фабра.
__________________________________________________________________________

Вторая попытка напрасного энтузиазма была с ул. Миронова.
Мною была подготовлена «памятная записка» в адрес городского головы Куличенко И.И, которую я передал через одного чиновника имевшего доступ к телу. Я уверен, что чиновник записку не передал, а то бы Иван Иванович… Страшно даже подумать.
В связи с нулевой реакцией, пришлось записку выставить на городском форуме – не пропадать же ей.

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА.

Предложение по наименованию проектируемого Бульвара расположенного на участке строящегося торгового центра «Европа» по ул. Миронова (ул. Железная – старое название).

Улица Миронова получила свое нынешнее название после 1964 года. Справка: Миронов Николай Романович 1913-1964 партийный и государственный деятель – из справочника по улицам 1983 г.

ЖЕЛЕЗО – это «бренд» города Днепропетровска (Екатеринослава)

БРЕНД – это метафорическая постоянно развивающаяся история. Он связан с чем-то очень глубоким – врожденным трепетом человека перед мифологией (формулировка Скотта Бедбери)

Обсуждая вопрос о БРЕНДЕ, согласился, что ЖЕЛЕЗО является все же АРХЕТИПОМ нашего города.

АРХЕТИП – праформа, прототип – первісна форма для наступних утворень; первісна і початкова форма чого-небудь (слова, організму і т.ін) – тлумачник української мови.

Очевидно, что город Днепропетровск формировался и стал тем чем он есть, как город ЧУГУНА и СТАЛИ. В символике герба Днепропетровска времен СССР доминировало железо. Кстати, прекрасный был герб. Насколько мне известно, многие известные бизнесмены ковали свое состояние на торговле металлом.

Вот и появилась счастливая возможность реабелитировать АРХЕТИП города в названии проектируемого бульвара.

Предлагаемое нами, название бульвара – ЖЕЛЕЗНЫЙ МАЙДАН (ЗАЛІЗНИЙ МАЙДАН)

Майдан – как место, а не как площадь, с одинаковым произношением как в русской так и в украинской версии.

Считаем, что это будет нашим памятником ЖЕЛЕЗУ, благодаря которому состоялся Днепропетровск.

PS. Приложение – отрывок из очерка Владимира Гиляровского «ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРЯЧКА» - 1899 г.


ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРЯЧКА (1899 год)

- Иностранцы лезут в Россию с громадными капиталами!
- Бельгийцы уже главные хозяева на юге России!
Только и разговора слышно в последнее время. Особенно напирают на бельгийцев, указывая, что все лучшие рудники и железоделательные заводы у них в руках по всему Приднепровью. Я как-то ехал на юг, где хотел ближе познакомиться с этим интересным вопросом. До Харькова не сслыхал ни слова, зато от Харькова в поезде только и слышно: руда, каменный уголь, шурфовка, разведки, бельгийцы.
Рядом со мной занимают купе четыре француза, болтающие всю дорогу. Купе по другую сторону занято двумя англичанами, которые все время молча курят сигары и читают гид. Ко мне в Харькове подсели три дельца, совершившие только что крупное дело по покупке руды. Разговор высокой пробы: ниже сотни тысяч цифра не упоминается. Это наши южане. Весьма развитые, ловкие люди.
Один из них раза три упоминает имя Дрейфуса.
- Ну, думаю, наконец-то, из всего мира хоть Дрейфус заинтересовал.
Но и тут разочарование: речь шла у них о крупной местной хлебной фирме этого имени. Дальше местных интересов они не шли. Здесь все так!
Наконец, проехали Синельниково: 7 часов вечера. Поезд отвратительный, вагон mixte набивается битком. Бельгийцы слезают в Нижне-Днепровске. Их встречает с поцелуями партия бельгийцев: объятия, неумолкаемое сорочье стрекотанье. Франты-иностранцы стремглав влетают в вагон, вырывают у сторожей чемоданы приехавших и выносят. Приехали, должно быть, тузы.
А Нижне-Днепровск, несколько лет тому назад пустырь – теперь громадная станция, окруженная на несколько верст всевозможными заводами. Здесь заводы вагоностроительный, эстампатный, трубопрокатный, механический и другие. Громадные здания, электричество. И все до одного завода, весь этот громадный и драгоценный город, выросший, как в волшебной сказке, - все принадлежит иностранцам, и все создано только ими.
- Да это что! Вот вы посмотрите Кривой Рог! Вот где дела! – шепнул мне спутник-южанин, а два другие утвердительно моргнули.
В Екатеринославе я пробыл сутки. Это прекрасный город на Днепре, растущий не по дням, а по часам за последние 10-12 лет. Главный проспект, тянущийся прямой линией, может поспорить с лучшими улицами мировых столиц. Широкий, прорезанный вдоль двумя лентами бульваров и двумя линиями рельс электрического трамвая, охватившего весь город, и часть окрестностей, проспект оканчивается на горе, громадным Потемкинским садом, висящим на берегу Днепра. В саду – дворец Потемкина, a propos, светлейший никогда не бывал.
Близ сада, на площади, памятник Екатерине II.
Но зато, если свернуть с главного проспекта, - улицы в большинстве грязные, целые кварталы, кишащие людьми, от которых уже по причинам историческим чистоты ждать нельзя.
Чтобы избежать этого, - нужно вести двор в чистоте. А это обязанность домовладельца и дворника. За грязные кварталы нельзя обвинять живущих в них: грязь – это их привычка, приобретенная столетиями. Только какой-нибудь форс-мажор, в смысле внешних санитарных безобразий, заставляет власть принимать меры, которые, впрочем, исполняются недолго…

И так далее по тексту.

Вл. Гиляровский, сочинения в четырех томах. Том 2, 1968 г.
“Железная горячка”


 

 



 
     
     
   
     
 

     
     

 

 

 

 

 


Гостевая книга
  При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна © А.Прокуратов
Сайт управляется системой uCoz