Проектирование  и строительство
гражданских зданий   сайт Александра Прокуратова

Главная Статьи Галерея Soft Документы Ссылки Авторы
 

Rambler's Top100

Два года назад днепропетровские архитекторы: Дольник, Пидорван, Богданов и Славинский побывали в США и встречались с Павлом Ниринбергом. Некоторые фотографии об этой поездке были переданы в мой архив Александром Дольником. В связи с печальным известием о смерти Павла Рафаиловича, я решил опубликовать на сайте несколько фотографий об этой встрече. Пусть эти фотографии пополнят мою информацию об архитекторе, с которым я работал несколько лет перед его отъездом.

Дольник, Ниринберг, Богданов
Ниринберг, Л. Дольник, Славинский
Дольник, Ниринберг
Ниринберг, Дольник



Архитектор Ниринберг Павел Рафаилович

Мне проще было дать информацию о Скоробогатове и Красносельском, чем о Ниринберге, которого я много лет знаю.

Первым двум архитекторам повезло, они работали до постановления ЦК КПСС 1955 года об «Излишествах в архитектуре» и успели сделать много лишнего.

После постановления, в советской архитектуре начался период «хрущеб», а через некоторое время и смутные годы «кабанчика». «Кабанчик» - керамическая плитка 7х15 цвета свиньи. В последствии цветовая гамма расширилась, но название «кабанчик» осталось.

Стартовали годы «кабанчика» приблизительно в 1965 и тянулись до ликвидации СССР - набирается 25 лет. Девятиэтажная силикатная «брежневка» на Набережной, в которой я получил квартиру* в 1968 году, была облицована для красоты «кабанчиком», а такой же дом напротив не был облицован. ( *«получил квартиру» - совковый сленг).

От облицовки «кабанчиком» в нашем доме было теплее, чем в доме напротив, но скоро «кабанчик» начал отваливаться коржами, отваливается до сих пор, и наше преимущество улетучилось через теплопотери. Актуальным остается вопрос безопасности при падении плитки, чтобы людей не поубивало.

Нужно отдать должное, что средства у архитекторов были весьма ограниченны. Жесткая экономия металла, силикатный кирпич, сборный железобетон, «кабанчик». Для самых уникальных объектов соизволялось сверху пользоваться фондируемым туфом и белогорским известняком.

Вот на время безумствования коммунистического вепря (кабана) и пришелся творческий пик многих архитекторов города. Система наказывала всех, кто отклонялся от стандартов.

К самым знаменитым объектам города, того времени, можно отнести такие: Обком партии, Горисполком, гостиница «Парус», Автовокзал, Речной порт, Дворец пионеров, ж.д. «Лотос», Дом Быта, высотные дома на Победе, Ракетное училище, Дом книги, Музыкальное училище, Диорама, корпус больницы Мечникова, «Сиднейская опера» в парке Чкалова, Прижелезнодорожный почтамт, Ледовый дворец и т.д.

Оценить архитектурное наследие времен коммунистического ВЕПРЯ, еще рано. Слышал, что критическое время наступает через 50 лет после строительства объекта. После этого собираются специалисты и сортируют объекты, – какой из них памятник, а какой нет.

Тем не менее, можно сказать, что Ниринберг был одним из самых маститых архитекторов того периода, который занимался индивидуальным проектированием. Иногда на днепропетровском форуме упоминают его имя, и для того чтобы публика могла идентифицировать Ниринберга с его объектами, я и предлагаю ряд фотографий.


Цирк
Я как и все проектировщики времен «вепря», пострадал от засилья сборного железобетона. На этом объекте можно установить памятную доску всем проектировщикам, пострадавшим от сборняка, а от сборняка пострадали все без исключения.

Дом книги – 18 этажный жил. дом
На момент строительства самое высокое здание города. В настоящее время, перед этим зданием беспощадно влезла трехэтажка, разрушив градостроительное решение Ниринберга.

Высотки – 28 этажные на ж.м. Победа.
Долгое время самые высокие жилые дома в городе. Яркий пример не соответствия архитектуры и ее реализации. Об этом объекте на сайте еще есть статьи «Свечки на «Победе» или в гостях у Кати» и «Высотное строительство в Днепропетровске»

Лекторий в парке им. Шевченко.
К архитектуре этого объекта, как и к предыдущим объектам я отношусь положительно, но нужен ли был в парке этот лекторий – вот в чем вопрос. Я вообще против любого строительства в парках города. Если посмотреть на этот объект с «Башен», то мы среди моря зелени видим полгектара ржавой плоской крыши.

Здание Горисполкома.
По преданию на фасаде здания закодирована монограмма фамилии Ниринберга - Н. Естественно при проектировании этого объекта имело место колоссальное давление со стороны коммунистического «вепря».

Реконструкция кинотеатра «Родина».
Возможно, что это был один из первых объектов Ниринберга в нашем городе. Реконструкция кинотеатра «Родина» (после пожара), мне представляется лучшим объектом Н. В то время это был настоящий прорыв и откровение. Из днепропетровского трамвайного фольклора: «Вы уРодины выходите».

Застройка ж.д. по ул. Комсомольской.
Эти дома выполнены из силикатного кирпича, который я перечисли в качестве основного средства для строительства в смутное время. По моему некомпетентному мнению из силикатного кирпича с размерами 88х120х250 ничего хорошего построить невозможно, даже если за дело возьмется сама Заха Хадид.

Ж.д. «Эльбрус» - угол ул. Ленина и Комсомольская.
В связи с отсутствием официальных источников, говорят, что у истоков этого объекта был Ниринберг. Нужно уточнять, – кто заканчивал этот объект. К сожалению здание из силикатного кирпича.

Ж.д. на углу ул. Глинки и Харьковская.
Тоже что и по предыдущему объекту, - нужно уточнять, – кто заканчивал этот объект.

Две виллы на ул. Никольской.
Перед отъездом Ниринберг работал в фирме «Дольник и К» и я как главный конструктор совместно с ним построил две виллы по ул. Никольской,3 и 5. Сомневаться в красоте этих вилл не приходится. Днепропетровцы, если захотят, могут их увидеть и в натуре. Они находятся в 2-х минутах от пр. Гагарина – угол ул. Казакова и Никольской.

PS: к сожалению фотографии объектов Ниринберга делались мною. А так как времени в ожидании хорошего освещения не было, да и не фотограф я, то отсюда и качество. Со временем попытаюсь фотографии дополнить и обновить, заменив их на более качественные.

Ю.Прокуратов
январь 2006

Очень приятно, что Павел Рафаилович, уехавший 10 лет назад в США, пытается влиять на неконтролируемый архитектурный процесс в Днепропетровске.
10 лет это очень большой срок. Великая отечественная война 1941-1945 годов закончилась за четыре года, это был настоящий тектонический сдвиг мирового масштаба. С момента отъезда Павла Рафаиловича теперь уже в Украине произошел тектонический сдвиг и блестяще написанное "Открытое письмо голове..." от Павла Ниринберга звучит как монолог Гамлета в пьесе Горького "На дне"

Ю.Прокуратов
октябрь 2007

08.10.2007
Открытое письмо Городскому голове г.Днепропетровска Куличенко И.И. от Павла Ниринберга

Открытое письмо
Городскому голове
г.Днепропетровска
Ивану Ивановичу Куличенко
Копия Начальнику ГлавАПУ г. Днепропетровска
Юлии Вячеславовне Саенко
Копия Председателю Днепропетровской областной
организации Национального союза
архитекторов Украины
Андрею Юрьевичу Шковыре.
Копия Генеральному директору фирмы "Дольник и Ко"
Александру Теодоровичу Дольнику.

Уважаемый Иван Иванович!

Не впервые в последние годы возникает у меня желание побеседовать с вами по вопросам застройки города, естественно с критикой ряда новостроек, застройки парков и близлежащих к ним зон. Но настоящее письмо побуждено информацией на страницах сайта "www.gorod.dp.ua" о строительстве одного, но сверхзначимого для города объекта, т.н. высотного здания под названием "БРАМА", запроектированного фирмой "Дольник и Ко".

В1971 году я, как архитектор - объёмщик, в приказном порядке был привлечён в планировочную мастерскую к Евгению Борисовичу Яшунскому для выполнения заказного конкурсного проекта по застройке центральной части г. Днепропетровска. (Участниками конкурса по заказу ГОССТРОЯ УССР были: ЛенГИПРОГОР, КиевЗНИИЭп, КиевГИПРОГРАД и наш "ДНЕПРОГРАЖДАНПРОЕКТ"). По результатам конкурса первая премия была присуждена нашему проекту. Мною в соавторстве с Евгением Борисовичем был разработан раздел проекта - "Художественно-пространственная организация застройки центра г.Днепропетровска", где впервые была предложена концепция по размещению высотных зданий, в том числе здание "БРАМЫ", комплекс зданий "НИМБ" над центральным холмом, ритм высотных зданий на средних террасах вокруг холма и вдоль улицы Комсомольской. В дальнейшем данная концепция естественно перекочевала в последующие градостроительные материалы. (См. пояснительную записку к проекту 1971г. в архиве института "ДНЕПРОГРАЖДАНПРОЕКТ".)

Являясь одним из авторов изначальной идеи размещения данного здания и его художественно-пространственного образа, считаю себя обязанным высказать Вам своё мнение по поводу предлагаемого к реализации проекта.

Здание "БРАМЫ", размещаемое по оси Нового моста, но не имеющее градостроительной фиксации в поперечной оси, задумано было нами как условно "плавающий" знаковый объём, несущий в себе единственную функцию - выразить средствами архитектуры самобытные региональные и только Днепропетровску свойственные духовно-образные черты. Само слово "БРАМА", лингвистически предопределило принадлежность и для нас символически ассоциировалось с преградой и воротами. Его размещение на столь лобном месте послужило основой трактовки его как здания-скульптуры, отражающего суть и душу Днепропетровска, города металла и космоса, становящегося сегодня и деловым центром страны.

Не секрет, что прототипом ему послужило здание-арка, возведенное в новом районе Парижа "Дефанс" по результатам международного конкурса. Высота возведенного сооружения равна его ширине, т.е. его фасад в пропорциональном отношении представляет собой квадрат.

В нашем случае пятно, предлагаемое под застройку, по разным причинам резко сократилось, в том числе, и с возведением комплекса "МОСТ", что естественно, отразилось на пропорциях его фасадов. В представленном проекте это уже не предлагаемые названием "БРАМА" ворота, а тривиальный верстовой столб со щелью, черствый и чужой по отношению к окружающей многоликой и богатой, исторически насыщенной застройке. Утрата художественной функции образа "ворот" должна была бы резко актуализировать поиск новых средств выражения региональной самобытности и свежих оригинальных идей, но... представленный проект абсолютно лишён новизны, интереса, аморфен и сух. По внешним характеристикам это два производственных корпуса девятнадцатого века, но ... поставленных на "попа" со связями на высоте между собой, возможно для транспортёров с сыпучими. Это "чудо" обстроено бытовками и снизу доверху облицовано плиткой "под кирпич". Почему внешний облик данного здания - арки, его форма, материал и цвет отделки должны вызывать мрачные и тоскливые чувства, а не радость, чувства свободы и торжества человеческого духа, как это демонстрируют ряд арок Рима, Петербурга, Нью-Йорка, в том числе и упомянутая мной современная арка в Париже? Неужели не очевидно, что за чопорной строгостью фасадов и планировочной жёсткостью скрывается элементарное отсутствие идеи, творческого замысла, хотя, выкрась этот объект и в белый цвет, он упорно сохранит в себе прежний характер. Неужели возведенных Базилик и Ротонд, Цитаделей на пр.Пушкина, Вавилонов на Солнечном и жилого дома по Исполкомовской городу недостаточно? Почему их неоценимые черты должны срочно перерасти до масштабов самого большого городского здания? Обратите внимание на гараж-стоянку, пристроенный к основному объему и представьте себя пешеходом, идущим к Днепру по ул. Миронова вдоль протяженного и утилитарного фасада, равнодушного к окружению, в самом сердце города. Таково понимание у авторов средовых особенностей места и, кстати, "ключ-образ" характеризующий представленный проект в целом. Унылое зрелище. "Образ" действительно создан. Но таков ли необходим Днепропетровску? Да на таком месте?

Вместо того, чтобы раскрыть, расширить пространство, дабы оно стало пронизываемым, пешехода загоняют в узкую щель, а свободные участки плотно застраиваются.

Понимаю встречную апелляцию и разговоры о кризисе мест для стоянок автотранспорта, дороговизны и сложности устройства подземных многоуровневых стоянок в условиях высокого уровня грунтовых вод и т.д. и т.п. Но это типовой уход от темы. Задача решаема в едином теле основного объёма, что придало бы ему массы и дополнительные художественные возможности. Мировая практика сегодня богата примерами такого типа композитных решений.

Небоскрёбами принято сегодня называть здания высотой 50 и более этажей. В городе Нью-Йорке их -154. К олимпиаде Пекин обещал обогнать Нью-Йорк по этому показателю. В десятках крупных городов мира, в США, Англии, в Восточных странах и, даже в Африке сегодня зданий такой этажности и выше - "пруд пруди" при потрясающем разнообразии решений. Наблюдается настоящий бум в высотном строительстве. В Японии уже запроектировано здание-город высотой три километра. Это я к тому, чтобы при рассмотрении предлагаемого фирмой "Дольник и Ко" проекта "БРАМЫ", Вы не воспринимали предлагаемую этажность как нечто неординарное. Сама по себе этажность не имеет ничего общего с художественной ценностью. Кстати, считаю целесообразным понижение этажности здания "БРАМА" до 40-45 этажей.

Представленный проект, да и возможные согласования всего лишь бумага, да и спешка при решении задач такого уровня ущербны. Как говорится - "объект - на биографию".

Я убежден, что объект зачат преждевременно, но раз уж приняли решение о его возведении, то судьба данного объекта должна решаться конкурсным путём, в масштабе страны, но не исключаю и проведения внутригородского открытого конкурса. Многочисленные примеры подобных конкурсов в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах доказали их исключительную целесообразность. Проекты-победители по их реализации стали этапными вехами в истории градостроения.

Вообще, келейность в распределении такого уникального заказа рождает атмосферу недоверия к руководству города, убивает творческую потенцию профессионалов и, в итоге, приводит к провинциальным результатам, что однозначно демонстрирует рассматриваемый объект. Открытость же, наоборот, активизирует творческие силы, способствует выявлению молодых талантов, многократно увеличивает значимость всей акции, превращая его в событие, как на уровне поиска, так и при реализации в натуре.

Учитывая накопленный опыт и наработанные схемы проведения такого рода конкурсов на разработку программы - задания, при соответствующей организации рабочей группы специалистов под началом ГлавАПУ и при участии Днепропетровской организации СА Украины и Приднепровской Академии строительства и архитектуры потребуется не более месяца и на проведение собственно конкурса - 4 - 5 месяцев. Так что к весне 2008 г. можно было бы ожидать крупного городского форума - события.

Уважаемый Иван Иванович, будучи знаком с Вами десятилетия, а зачастую и сотрудничая, глубоко верую в то, что в сложнейших современных условиях Вы вкладываете душу и сердце в развитие и процветание родного нам города. Обращаюсь к Вам с просьбой о пересмотре, вероятно согласованных решений в свете и в соответствии с вышеизложенным.

Глубоко осознавая ответственность решения, к Вам обращаюсь я не только, как один из изначальных авторов идеи постановки и образа данного объекта, но и как архитектор, по чьим проектам возведено ряд сооружений города, микрорайонов, памятников, в том числе и здание горисполкома, в котором Вы ежедневно трудитесь. Понимая Вашу фантастическую загрузку всё же убедительно прошу не класть данное открытое письмо "под сукно" либо в "долгий ящик" что усугубляет ситуацию, и надеюсь на Вашу реакцию и ответ в ближайшем обозримом времени.


Впервые вынужден громоздко отрекомендоваться.
Член Союза архитекторов СССР с 1965 г.
Лауреат Государственной премии СССР.
Заслуженный архитектор Украины.
Член комитета по присуждению Государственных премий Украины в области архитектуры, до отъезда в США.
Почётный член Украинской академии архитектуры.
С глубоким уважением.
Ваш Павел Ниринберг.

P.S. Во избежание у Вас подозрений о возможном конфликте между мною и автором критикуемого мною же проекта, ответственно заявляю, что в течение многих лет знакомства и работы в одних и тех же проектных организациях нам не пришлось совместно сотрудничать над каким-либо проектом, или соперничать по какому-либо поводу. Правы древние:- "Платон мне друг, но истина дороже". Исключаю и лоббирование мною чьих-либо интересов.


Гостевая книга
  При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна © А.Прокуратов
Сайт управляется системой uCoz