Проектирование  и строительство
гражданских зданий   сайт Александра Прокуратова

Главная Статьи Галерея Soft Документы Ссылки Авторы
 

Rambler's Top100

Смерть модернизма

Эстетика инженера и эстетика архитектора
связаны единством, но первая из них переживает
бурный расцвет, а вторая мучительно деградирует.
(Корбюзье)

Главная ошибка архитекторов нашего столетия состоит,
по-видимому, в том, что они вообще родились.
(Ч. Дженкс)

У нас слово «реформа» затоптали по колено.
Теперь очередь «модернизации».
(Мидлав Веребах)
* * *

Сейчас кто только не кричит о модернизации. Попытаюсь, сказать пару слов о «модернизме» или «новой архитектуре», о котором все  знают, но не все знают, что это так называется.

Фамилия швейцарского архитектора-революционера Шарля Корбюзье (1887 – 1965), у многих на слуху. Вот он и является одним из основателей «модернизма»: столбы-опоры, ленточное остекление, железобетонный каркас.

Предлагаю несколько заповедей  Корбюзье, для общего представления достаточно и  одиннадцати:

«Дом – это машина для жилья»

«Польза вместо красоты»

«Учитесь у машин»

«Лучезарный город»

«Офис – машина для труда и управления»

«Коль скоро существуют типовые функции, должны существовать и типовые предметы.

«Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним – его долг, а не выбор»

«Если нас не смогли объединить философы, нас неизбежно объединит развитие техники, единая сеть коммуникаций»

«Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения, утвердить понятие дома как промышленного изделия массового производства, вызвать стремление жить в таком доме»

«Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты...»

«Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней»
* * *

Эпоха Корбюзье в СССР, открылась постановлением ЦК КПСС и Совмина от 1955 года «О преодолении излишеств в архитектуре»

Идеи Корбюзье были реализованы у нас в строительстве пяти этажного социального жилья в виде  железобетонных бидонвилей получивших несколько позже  романтическое название  «хрущобы». Это и был «лучезарный город – Новые Черемушки» советского образца. Потом строители прорвались и к  9-ти  и 16-ти этажам.

В те же 50-е годы в Нью-Хейвене США  построили новый микрорайон Ориентал Гарденз.
Микрорайон возводился из почти таких же бетонных панелей и, конечно же, с аналогичным результатом: стыки между панелями  пропускали влагу. Если в Советском Союзе у обитателей панельных районов не было выбора, то из Ориентал Гарденз немедленно начался исход исправных плательщиков. Остались одни безработные (преимущественно цветные),
Американский архитектурный критик Чарльз Дженкс (р.1939) в 1975 году, обозначил конец «модернизма» или «новой архитектуры», а совсем новую архитектуру назвал «постмодернизмом».

«Новая архитектура» умерла в Сент-Луисе, Миссури, 15 июня 1972 г. В 3.32 пополудни (или около того), когда пользовавшийся дурной славой квартал Прютт-Айгоу, а точнее, несколько его корпусов были взорваны динамитом. Это был coup de grace (удар милосердия). Постройки квартала до этого были варварски изуродованы и обезображены его обитателями… Без сомнения, руины должны быть сохранены, на них следует повесить охранную доску, чтобы оставить живую память об этом провале градостроительства и архитектуры…. Нам следует научиться ценить и охранять свидетельства наших собственных прошлых несчастий… Есть определенный здравый смысл в том, чтобы оставить руины продуманно разбросанными в ландшафте в качестве постоянного напоминания и урока. (Ч. Дженкс)

Взрывы в Миссури никак не отразились на строительстве бидонвилей или вертикальных железобетонных  сараев в СССР. Строительство только набирало обороты и начало буксовать, только по причине «ускорения и перестройки».

«Новая архитектура» умерла шумно. То, что многие не заметили этого и никто не скорбел, нисколько не умаляет значения факта, а то, что многие проектировщики все еще пытаются вдохнуть в эту архитектуру жизнь, не значит, что она может быть чудесным образом воскрешена…  (Ч. Дженкс)

«Новая архитектура»…  может рассматриваться как один из величайших курьезов нашего столетия…(Ч. Дженкс)

Трагическим курьезом можно считать судьбу американского архитектора Минору Ямасаки  (1912-1986),. Именно он был автором   квартала Прютт-Айгоу, построенного в 1955 году и взорванного через 17 лет. За этот квартал Ямасаки был осыпан многочисленными наградами. Еще большую известность архитектор Ямасаки получил после своей смерти, в связи с падением его детища  «Башен всемирного торгового центра» 11 сентября 2011 года.

15.10.2010 Ю.Прокуратов

 

 

 

 


Гостевая книга
  При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна © А.Прокуратов
Сайт управляется системой uCoz