Фундирование с водопонижением.
Торговый центр «Приозерный»
в Днепропетровске - строительство.
Проект фирмы Dolnik & Co.
2005 года. Окончание строительства 2008 год Архитектор
Т.Свирежева. Конструкторы Ю.Прокуратов,
В.Прокуратов.
Объемно-планировочные решения:
Здание торгового центра расположено на пересечении улиц Боброва
и Шмидта, имеет 5 надземных и 1 подземный этаж. «Приозерный» строится
в районе центрального рынка «Озерка», что и предопределило название
объекта. До основания города на этой территории были озера. Кстати,
за владение рынком «Озеркой» в Днепропетровске шли нешуточные
войны, что многократно освещалось в местных и республиканских
МЕДИА.
Конструктивная характеристика здания:
Здание размеры в плане 75х80 м без деформационных швов, выполнено
в монолитном ж.б. каркасе с наружными ненесущими стенами из кирпича.
Высота подвала составляет 3,1 м, 1-5 этажей - 4,5 м.
Фундаменты. Рельеф участка сложный, с уклоном
в сторону ул. Боброва. Общий перепад высот достигает 9 м. Грунты
от непросадочных до просадочных 2-го типа. Грунтовые воды расположены
на глубине 1,0 м от поверхности земли. Фундаменты свайные.
Из-за неполного сноса зданий на площадке строительства инженерно-геологические
изыскания невозможно было произвести в должной мере. Поэтому при
устройстве свайного поля несущий слой оказался несколько выше,
чем было указано в отчете, и в результате длина некоторых свай
составила 2 м.
Реализация проекта.
Как мы уже писали, что, как правило «Новый объект – создает новую
информацию». Этот объект не исключение.
Перечислю только те моменты, которые в нашей практике проектирования
не встречались или не часто встречались:
• Отказ от деформационных швов, при размерах здания в плане 75х80;
• Днепропетровск только начал активно использовать подземное пространство
ниже уровня грунтовых вод, устройство подвала под водой на этом
объекте, было для нас первым опытом;
• Устройство сплошного шпунтового контура по периметру и водопонижение;
• Для удержания шпунтового контура применение горизонтальных анкерных
свай;
• Конструирование полов подвала по ж.б. плите с анкеровкой ее
в ростверки, во избежание всплытия;
• Проблемы гидроизоляции и ее защиты;
• В связи с отставанием водопонижения, и невозможностью устройства
котлована до проектной отметки, забивка свай с нулевой отметки;
• Из-за недостаточной геологической изученности площадки, из-за
проблемы сноса существующих строений, при забивке свай были выявлены
локальные места подъема несущей кровли грунтов;
• Предыдущее повлекло за собой укорочение свай с 7-и до 2-х метров
на отдельных участках;
• Учитывая, что сваи бились с нулевой отметки, котлован до низа
ростверков раскапывался полумеханизированным методом;
• Проблемы возникли при необходимости фиксации коротких свай в
проектном положении перед срубкой головы сваи до проектной отметки;
• Для экономии земляных работ, заказчик часть грунта для обратных
засыпок складировал в котловане, что привело к технологическому
перерыву в бетонировании конструкций каркаса в шесть этажей.
• Такой перерыв в бетонировании был разрешен, при условии осадки
возведенной части в пределах допустимой:
• Одна из замысловатых конструкций, ранее нами не исполнявшаяся,
- винтовая монолитная ж.б. лестница;
• Внешняя гидроизоляция, в течении года находилась в незащищенном
состоянии в связи с открытыми пазухами котлована. Пазухи не засыпались
в связи с откачкой воды в процессе всего строительства.
• Связанные со строительством знают, что летит в эти пазухи во
время строительства. При этом целостность гидроизоляции будет
зависеть от человеческого фактора;
17 апреля 2008 года
Ю. Прокуратов