К 25-летию строительства днепропетровского цирка
Поднял архивную папку с разрозненными материалами
о цирке, которые осталась в наследство от главного архитектора объекта
Ниринберга Павла Рафаиловича. Предлагаю из этой папки несколько
чертежей ручной работы, короткую статью из местной газеты. Статья
написана «уткоречью» и вызывает звериную ностальгию по «совку».
Из публикуемых материалов обращаю внимание на фотографию
строящегося цирка. Для конструктора это интересно. Наверное, и для
хирурга человек интереснее выглядит со вскрытыми внутренностями.
Из архива Ниринберга узнаю, что в те времена стационарные цирки
были только в Польше, Румынии и СССР. Циркачи всех других стран
бедствовали в шапито.
Если сталинский период в архитектуре условно можно
начинать от сворачивания конструктивизма в начале 30-х и до постановления
ЦК КПСС 1955 года «Об излишествах в архитектуре», то строительство
цирка пришлось на последний и решительный период советской архитектуры.
Этот период продолжался 35 лет и закончился вместе с кончиной СССР.
35-и лет, хватит на два поколения архитекторов.
С Павлом Рафаиловичем мне удалось сотрудничать
уже после развала СССР и сделать с ним несколько объектов, два из
которых реализованы.
Времена цирка или цирковые времена, отличались
диким гнетом и выкручиванием рук со стороны партийных ОРГАНОВ. Произведения
архитектуры приходилось делать из «нефондируемых» материалов. К
«фондируемым» материалам доступ был ограничен, но для цирка, наверное,
щелочку приоткрыли, тем не менее, сборное «железобетонное шапито».
Это был настоящий апофеоз сборного железобетона.
Прилагаем сканированные чертежи цирка ручной работы и фотографию
мастера.
В НОВОМ ЦИРКЕ - ПРИМЬЕРА ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Нет, это не ошибка. Действительно, вчера зрители
заняли свои места, оркестр заиграл марш, и началось представление
– яркое, красочное, праздничное. А праздник этот состоялся для строителей
цирка, которые с таким воодушевлением, с таким энтузиазмом трудились
на этом объекте. И никого не смущало, что в проходах еще торчали
железные прутья, что кое-где не было ступенек, что откуда-то дуло,
- атмосфера была самая доброжелательная и сердечная.
В стихотворном приветствии, которое прозвучало в прологе, звучали
имена лучших рабочих, бригадиров, мастеров, командиров производства,
названия предприятий и организаций, которые принимали участие в
сооружении цирка.
Зрители тепло принимали акробатический ансамбль «Романтики» под
руководством народного артиста РСФСР В. Довейко, клоунов Н. и А.
Лавровых, эксцентриков Н. Бокову и А. Бермана. В. Филиппович с дрессированными
собачками, эквилибристов Л. И А. Курочкиных, И. Ярового с дрессированными
медведями. Высшую школу верховой езды продемонстрировали Т. и П.
Виноградовы…
…Незаметно пролетели полтора часа. Отзвучали последние аплодисменты,
и большинство зрителей – нет, не покинули цирк, а остались здесь
же, на строительной площадке, заняли свои рабочие места. Вновь заработали
механизмы. Рабочий день продолжался. А вечером в семьях строителей
еще долго шли разговоры о необычном представлении.
|