Дуракоустойчивость или человеческий фактор
(по поводу обрушения крыши катка в Германии)
В одной из телевизионных программ прозвучала глупость: «Причина
обрушения крыши-обильные снегопады!». Любой конструктор проектировщик
знает бредовость этой формулировки.
Аварии в строительных объектах бывают по четырем причинам:
• Ошибки при проектировании;
• Брак в строительных материалах;
• Ошибки при строительстве (реализации проекта)
• Гнусная эксплуатация объекта.
Ошибки при проектировании.
Строительные нормы «Нагрузки и воздействия» учитывают экстремальные
снеговые нагрузки в различных снеговых районах, при любой конфигурации
крыши. Такие нормы составляются на основании более чем столетнего
опыта строительства и эксплуатации. Для того чтобы определить была
ли вина проектировщиков, достаточно проверить проектную документацию.
Брак в строительных материалах.
Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда сваи разваливаются от удара
молота при больших отказах. Приходится такие сваи отправлять на
завод изготовитель.
В Днепропетровске известно, что один завод поставляет бетон с гарантированным
классом, другой завод с негарантированным классом бетона, но дешевле.
На одном из объектов у облицовочного кирпича начал отщелкиваться
лицевой слой, пришлось отправить все партию кирпича на завод.
Ошибки при реализации проекта.
От одного коллеги услыхал термин: «Нестабильное получение проектного
класса бетона».
Ошибки при строительстве усугубляются развалом службы технадзора.
Практически некому взять строителя за руку. Есть понятие «скрытые
работы», а в строительстве 90% скрытых работ. Армирование железобетонных
конструкций при бетонировании всегда скрывается. Если у строителя
нет совести и над ним не стоял надсмотрщик, то брак гарантирован.
Когда работал в Армении после землетрясения, то убедился, что проектная
марка бетона в антисейсмических шпонках, вместо М200 может быть
нулевой. А то и вообще шпонка не заполнена бетоном - арматурные
стержни есть, а бетона нет, здание разрушено, погибли люди. Но это
даже не ошибки, а преднамеренное воровство. В злобной статье «Вспученные
колонны» я писал, как из бетона М300 получить М100.
Гнусная эксплуатация объекта.
Когда здание на просадочных грунтах трещит, то ищите источник замачивания.
А замачивание – это эксплуатация. В проекте должны быть предусмотрены
водозащитные мероприятия, но ведь много домов построено до того
как появились новейшие требования к строительству на просадочных
грунтах. А то, что сети текут, и у сетей есть хозяева, то это знает
каждый.
В этой короткой реплике нет места для многочисленные примеров причин
аварий, для этого книга понадобится, а впрочем такие книги и существуют.
Эпилог
Дуракоустойчивые конструкции.
Читая статью о гидроизоляции подземных сооружений, наталкиваюсь
на такую фразу: «Не секрет, что водонепроницаемость подземных сооружений
зависит не только от типа гидроизоляционных материалов, конструкции
гидроизоляции и конкретных узлов, но и от рабочих рук. Естественно,
чем больше качество гидроизоляции (даже из самых совершенных материалов)
будет зависеть от рабочих – производителей гидроизоляционных и последующих
работ, тем ниже будут гарантии ее надежности, а самым надежным будет
наиболее «дуракоустойчивое» конструктивное решение.
|