ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРЯЧКА
Как-то, на днепропетровском форуме возник напрасный энтузиазм о возможном
переименовании улиц, в плане их декоммунизации и возврата старых названий.
Ведь не так давно был даже прецедент с улицами Гончара и Щербицкого.
А тут появилось два объекта для переименования: часть ул. Исполкомовской
и часть ул. Миронова.
В результате ту часть, которая возле ТЦ «Босфор», год назад переименовали
в труднопроизносимый Екатеринославский бульвар. Были предложения
переименовать это место в бульвар Фабра, на бульваре поставить скамейку
с бронзовым Фабром.
Чем Фабр хуже Карла Либкнехта?
Краткая справка о Фабре Андрее Яковлевиче (1789-1863).
Екатеринославский гражданский губернатор 1847-1857 г. По плану
Фабра и под его наблюдением в городе был создан один из лучших проспектов
Российской империи. Фабр вел решительную борьбу с бесхозяйственностью
и взяточничеством, вел аскетический образ жизни (семьи у него не
было). По его инициативе в Потемкинском музее был открыт музей старожитностей.
Написал и издал в 1859 «Достопамятнейшие древности Крыма и соединенные
с ним воспоминания» и в 1861 «Древнейший быт Эйоны нынешнего полуострова
Тамани». Все свое имущество: дом, землю и около 200 тыс. рублей
завещал на устройство сиротского приюта в Симферополе.
С Фабром не вышло. Наверное власть над нами решила, что народ еще
не созрел для Фабра.
__________________________________________________________________________
Вторая попытка напрасного энтузиазма была с ул. Миронова.
Мною была подготовлена «памятная записка» в адрес городского головы
Куличенко И.И, которую я передал через одного чиновника имевшего
доступ к телу. Я уверен, что чиновник записку не передал, а то бы
Иван Иванович… Страшно даже подумать.
В связи с нулевой реакцией, пришлось записку выставить на городском
форуме – не пропадать же ей.
ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА.
Предложение по наименованию проектируемого Бульвара расположенного
на участке строящегося торгового центра «Европа» по ул. Миронова
(ул. Железная – старое название).
Улица Миронова получила свое нынешнее название после 1964 года.
Справка: Миронов Николай Романович 1913-1964 партийный и государственный
деятель – из справочника по улицам 1983 г.
ЖЕЛЕЗО – это «бренд» города Днепропетровска (Екатеринослава)
БРЕНД – это метафорическая постоянно развивающаяся история. Он
связан с чем-то очень глубоким – врожденным трепетом человека перед
мифологией (формулировка Скотта Бедбери)
Обсуждая вопрос о БРЕНДЕ, согласился, что ЖЕЛЕЗО является все же
АРХЕТИПОМ нашего города.
АРХЕТИП – праформа, прототип – первісна форма для наступних утворень;
первісна і початкова форма чого-небудь (слова, організму і т.ін)
– тлумачник української мови.
Очевидно, что город Днепропетровск формировался и стал тем чем
он есть, как город ЧУГУНА и СТАЛИ. В символике герба Днепропетровска
времен СССР доминировало железо. Кстати, прекрасный был герб. Насколько
мне известно, многие известные бизнесмены ковали свое состояние
на торговле металлом.
Вот и появилась счастливая возможность реабелитировать АРХЕТИП
города в названии проектируемого бульвара.
Предлагаемое нами, название бульвара – ЖЕЛЕЗНЫЙ МАЙДАН (ЗАЛІЗНИЙ
МАЙДАН)
Майдан – как место, а не как площадь, с одинаковым произношением
как в русской так и в украинской версии.
Считаем, что это будет нашим памятником ЖЕЛЕЗУ, благодаря которому
состоялся Днепропетровск.
PS. Приложение – отрывок из очерка Владимира Гиляровского «ЖЕЛЕЗНАЯ
ГОРЯЧКА» - 1899 г.
ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРЯЧКА (1899 год)
- Иностранцы лезут в Россию с громадными капиталами!
- Бельгийцы уже главные хозяева на юге России!
Только и разговора слышно в последнее время. Особенно напирают на
бельгийцев, указывая, что все лучшие рудники и железоделательные
заводы у них в руках по всему Приднепровью. Я как-то ехал на юг,
где хотел ближе познакомиться с этим интересным вопросом. До Харькова
не сслыхал ни слова, зато от Харькова в поезде только и слышно:
руда, каменный уголь, шурфовка, разведки, бельгийцы.
Рядом со мной занимают купе четыре француза, болтающие всю дорогу.
Купе по другую сторону занято двумя англичанами, которые все время
молча курят сигары и читают гид. Ко мне в Харькове подсели три дельца,
совершившие только что крупное дело по покупке руды. Разговор высокой
пробы: ниже сотни тысяч цифра не упоминается. Это наши южане. Весьма
развитые, ловкие люди.
Один из них раза три упоминает имя Дрейфуса.
- Ну, думаю, наконец-то, из всего мира хоть Дрейфус заинтересовал.
Но и тут разочарование: речь шла у них о крупной местной хлебной
фирме этого имени. Дальше местных интересов они не шли. Здесь все
так!
Наконец, проехали Синельниково: 7 часов вечера. Поезд отвратительный,
вагон mixte набивается битком. Бельгийцы слезают в Нижне-Днепровске.
Их встречает с поцелуями партия бельгийцев: объятия, неумолкаемое
сорочье стрекотанье. Франты-иностранцы стремглав влетают в вагон,
вырывают у сторожей чемоданы приехавших и выносят. Приехали, должно
быть, тузы.
А Нижне-Днепровск, несколько лет тому назад пустырь – теперь громадная
станция, окруженная на несколько верст всевозможными заводами. Здесь
заводы вагоностроительный, эстампатный, трубопрокатный, механический
и другие. Громадные здания, электричество. И все до одного завода,
весь этот громадный и драгоценный город, выросший, как в волшебной
сказке, - все принадлежит иностранцам, и все создано только ими.
- Да это что! Вот вы посмотрите Кривой Рог! Вот где дела! – шепнул
мне спутник-южанин, а два другие утвердительно моргнули.
В Екатеринославе я пробыл сутки. Это прекрасный город на Днепре,
растущий не по дням, а по часам за последние 10-12 лет. Главный
проспект, тянущийся прямой линией, может поспорить с лучшими улицами
мировых столиц. Широкий, прорезанный вдоль двумя лентами бульваров
и двумя линиями рельс электрического трамвая, охватившего весь город,
и часть окрестностей, проспект оканчивается на горе, громадным Потемкинским
садом, висящим на берегу Днепра. В саду – дворец Потемкина, a propos,
светлейший никогда не бывал.
Близ сада, на площади, памятник Екатерине II.
Но зато, если свернуть с главного проспекта, - улицы в большинстве
грязные, целые кварталы, кишащие людьми, от которых уже по причинам
историческим чистоты ждать нельзя.
Чтобы избежать этого, - нужно вести двор в чистоте. А это обязанность
домовладельца и дворника. За грязные кварталы нельзя обвинять живущих
в них: грязь – это их привычка, приобретенная столетиями. Только
какой-нибудь форс-мажор, в смысле внешних санитарных безобразий,
заставляет власть принимать меры, которые, впрочем, исполняются
недолго…
И так далее по тексту.
Вл. Гиляровский, сочинения в четырех томах. Том 2, 1968 г.
“Железная горячка”
|