ХАРТИЯ ОППОЗИЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ (тезисы),
которая возникла в ходе работы «Лагеря оппозиционной архитектуры»
в июне 2004 г.
Мы не должны причинять вред
Мы боремся со всеми проявлениями в социально-пространственной сфере
неравенства, эксклюзивности, эксплуатации и ущемлении в правах.
Мы занимаем критическую позицию по отношению к капиталистическим
и авторитарным формам производства и использования построенной среды.
Нашими средствами вмешательства в производство пространства являются:
знание и его распространение, практические социально-пространственные
инициативы, включение в процесс проектирования и строительства.
Определение потребностей (будущих пользователей) и программы (будущих
сооружений) должно производиться средствами радикальной демократии,
с учетом коллективной памяти и локального контекста
Мы хотим раздвинуть границы коллективного воображения и использовать
язык архитектуры, чтобы предлагать и пропагандировать освободительные
направления самоорганизации общества.
Мы ставим себе целью предоставлять консультации и услуги частным
лицам и общественным группам, борющимся за трансформацию среды своего
обитания.
Сергей Ситар
Архитектура, капитализм и политическая идеология (фрагменты)
...законы капиталистического рынка почти никогда не способствуют
развитию архитектурной среды в направлении, желательном или даже
просто приемлемом для архитекторов…
То, что на сегодняшнем этапе культурной эволюции достоинства городского
ансамбля… не могут обсуждаться независимо от вопроса о том, какова
их роль в динамично развивающейся системе общественных отношений.
Сооружение сегодня не может вызывать искреннее и глубокое восхищение
(или просто нравиться), если своей функцией и формой оно способствует
утверждению социального неравенства, разобщенности и ущемлению кого-то
в правах – причем не важно в каком масштабе.
Катастрофическая недемократичность механизмов принятия решений,
определяющих сегодня облик среды нашего обитания.
Архитектор до сих пор является слугой «власть имущих», чем слугой
общества и конкретных рядовых граждан.
Определяющей чертой авторитаризма является неравномерность распределения
авторитета между членами сообщества – кто-то один или какая-то (небольшая)
часть общества получает привилегированное право на «обладание истиной»
«Истина»…, не будучи явленной большинству во всей полноте, она
должна утвердиться в коллективном сознании как что-то ощутимое и
почти вещественное
Авторитаризм подчиняет архитектуру процессу ритуальной циркуляции
своих догм в общественном информационном пространстве.
Авторитаризм невозможен, когда точки зрения любых двух представителей
сообщества становятся в равной степени авторитетными для всех остальных.
Любая строгая система умозаключений не только должна иметь в основании
определенный набор аксиом, но, кроме того, ее последовательное развитие
обязательно приводит к возникновению парадоксов, которые требуют
введения все новых и новых аксиом (т.е. положений, принимаемых без
доказательства)
По материалам проект international 9
|