Особняк Рябушинского – гадкий образец
декадентского стиля?
Эта запись в дневнике К. Чуковского от 11 марта и 16 августа 1932
года, более чем через 20 лет после постройки особняка:
«Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы
и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности»
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни
одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными
загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна
- всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и
оттого еще бестыжее."
Это смешно читать. Тем не менее, Чуковский не виноват - имеет право
на личное восприятие. Но все равно смешно.
Не правда ли, он хорошо написал об особняке?
Нужно отметить, что К.Ч. безусловный авторитет в литературе. И
вот что происходит, когда даже такой монстр как он сует свой длинный
нос туда, куда не следует, и как это часто любят делать некоторые
обыватели и власть предержащие.
Я уверен, что нет архитектора, не знающего этого выдающегося сооружения.
Даю справку:
Федор Осипович Шехтель. Особняк С.П. Рябушинского (в настоящее
время муз. А.М. Горького) ул. М. Никитская, 2\6, Москва 1900-1902
год, а так же Шехтель автор здания Ярославского вокзала в Москве
Особняк Рябушинского является высшим достижением в творчестве русского
архитектора эпохи модерна. Это здание представляет Шехтеля приверженцем
символизма конца века.
Проведя некоторые арифметические действия, получаем, что к моменту
пассажа Чуковского со дня строительства прошло 30 лет, в том числе
мировая война, революция, гражданская война, умер Ленин, а так же
состоялось раскулачивание и функционируют Соловки.
К этому времени появились супрематисты, кубисты, конструктивисты,
функционалисты, а Чуковский все еще пребывает в ауре классицизма
и эклектики.
В особняке Рябушинского жил Горький: «Алексей Максимыч,
столь неосторожно сменивший красоты Капри на сомнительные прелести
тогдашней Москвы? О чем думал он, поселившись среди роскоши этих
апартаментов, где на каждую штору и кресло прикреплены были алюминиевые
бирки с инвентарным номером? Представляешь, в какие игры играли
здесь Великий Пролетарский Писатель и Великий Вождь - Отец Народов?
С одной стороны, по европейским меркам, почему бы не жить
в таком особняке писателю, чьи книги издавались таким тиражом?»
|