Трамвай на улицах Екатеринослава
Конка на главном проспекте
Один из первых трамваев на улицах Екатеринослава
Трамвай на Пушкинском проспекте
Трамвай Ретро на туристической линии
|
В 1897 году Екатеринослав стал
третьим городом в Российской империи после Киева и Н.Новгорода
в котором открылся электрический трамвай. Анонимная бельгийская
компания вложила в строительство свой капитал ожидая получить
хорошие прибыли, и не ошиблась. Открытие трамвая произошло
14 июня 1897 года. Первые линии были такими:
- от Озерки до Соборной площади по проспекту с ответвлениями:
Пароходная пристань - Провиантская ул. (Пастера) - Екатерининский
проспект;
Иорданская ул.(Коцюбинского) - Караимская (Ширшова) - Проспект;
Проспект - Алаксандровская ул. (Артема) - до Большой Базарной.
ИЗ ДОКЛАДА НА ЗАСЕДАНИИ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОГО
РУССКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕРВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ТРАМВАЯ В ЕКАТЕРИНОСЛАВЕ 19 февраля 1892 г.
…Ввиду значительной ширины улицы городское управление вполне
целесообразно решило отвести под дорогу полосу, по которой
не происходит ни пешеходного, ни экипажного движения, а именно
полосу между бульварами в более широкой части улицы… и по
сторонам центрального бульвара в менее широкой части проспекта.
Линия эта начинается у самого вокзала железной дороги, проходит
по отчуждении Екатерининской дороги и выходит на Екатерининский
проспект (пр. Карла Маркса)… Затем, пройдя проспект, путь
выходит на обширную Соборную площадь (Октябрьская площадь),
где находится городская гимназия, кафедральный собор, заложенный
императрицей Екатериной и императором австрийским Иосифом,
богоугодные заведения, Потемкинский сад (парк Шевченко), весьма
посещаемый екатеринославскими жителями в душное летнее время.
На этой же площади предполагается построить
высшее горное училище, о котором в последнее время много говорилось
в прессе. Линия дороги опоясывает площадь в один путь с разъездами
против Потемкинского сада и в конце, вблизи которого расположены
казармы и летние лагерные помещения войск. Линия проведена
так, чтобы легко было проложить второй путь, что, впрочем,
уже в принципе решено сделать. Длина этой линии от вокзала
до конца Соборной площади 6078 м, причем на протяжении более
4 км путь двойной.
Кроме главной магистральной линии, построены
три боковые ветви. 1-я от пароходной пристани у известного
железнодорожного моста до проспекта по бывш. Лесопильной,
теперь Провиантской улице (ул. Пастера). Линия - в два пути,
за исключением небольшой части ее для прохода под мостом.
Пути проложены в стороне от мостовой на особой площадке, шириной
в 3 сажени.
2-я ветвь по Торговой и Иорданской (ул. Шолом-Алейхема) ведет
к дамбе бывшего наплавного моста, где расположены летние купальни;
линия эта имеет значение только в летнее время.
Наконец, 3-я ветвь - по Александровской (ул. Артема) и Базарной
(ул. Чкалова) улицам. Каждая из боковых линий длиной около
версты. Последняя линия, к сожалению, поворачивает на Базарную
улицу вместо того, чтобы продолжать идти по Александровской
улице до конца города, в так называемые "Новые планы",
где ютится большая часть трудового населения, чиновники средней
руки, служащие и т.п. … Таким образом, длина всей линии не
достигает в общем 10 км, но имеет более 15 км путей, если
считать, что большая часть линии в два пути…
Для максимального же движения было предложено, чтобы моторные
вагоны с прицепными отходили каждые 10 минут, т. е., чтобы
на линиях: 1. Вокзал-Соборная циркулировали 9 вагонов и 9
прицепов; 2. Вокзал-Иорданская - 6 вагонов и 6 прицепов; 3.
Пристань -Базарная - 6 вагонов и 6 прицепов. Всего 21 вагон
и 21 прицеп..."
|