Вокзал и привокзальная площадь в Днепропетровске
Начну, из далека. Сообщение в №3 «Нивы» за 1885
год. В этом же номере «Нивы» сообщается о намерении построить Эйфелеву
башню в Париже.
Станция ж.д. в Екатеринославе
На нашем рисунке изображено красивое здание
Екатеринославского вокзала Екатерининской ж.д. Открытие дороги состоялось
18 мая прошлого года. Главное назначение этой дороги – соединить
восточную и западную части Екатеринославской губ., приблизив к ней
восточную часть Донецкого бассейна. Харьково-Николаевская и Юго-Зап.
Ж.д. сближают Екатеринослав и с Царством-Польским. Все это обещает
многое в будущем. Министр путей сообщения, прибыв за два дня до
открытия, осмотрел западную и восточную части дороги, железнодорожные
сооружения и действительно прекрасные мастерские, бывшие в полном
ходу. Пятница 18 мая была днем открытия дороги. Вокзал с вечера
украсился флагами и гирляндами зелени. Совершено было молебствие
преосвященным в сослужении всего городского духовенства, в присутствии
властей и массы народа, как изображено на нашем рисунке. По провозглашении
многолетия Государю Императору и строителям дороги, на вышке вокзала
взвился флаг, поднятый самим министром. Торжество имело внушительный
характер.
Во время войны здание вокзала было разрушено, и на его месте по
проекту архитектора Душкина А.Н. (1903-1977) в 1951 году возведено
здание нового вокзала. Можно считать счастьем для Днепропетровска,
что такой великий архитектор как Душкин построил этот объект. Вот
еще несколько его объектов: вокзалы в Сочи и Симферополе. В Москве:
станции метро «Кропоткинская», «Площадь революции», «Маяковского»,
универмаг «Детский мир».
Из книги «Днепропетровск – архитекторы»: «Центральный входной
вестибюль, освобожденный от операционных функций, стал доминирующим
композиционным элементом. Грандиозная стеклянная арка вместе с фланкирующими
башнями олицетворяет распахнутые ворота города. Башни, напоминают
о старом вокзале, свидетельствуют об исторической преемственности
архитектурных форм. Кроме того, в образной трактовке сооружения
арочная форма выражает символическое значение триумфальной арки,
возведенной в честь Победы…»
От привокзальной площади начинается знаменитый Екатерининский проспект
(ныне проспект Основоположника самого верного учения). Про этот
проспект писатель Гиляровский писал, что он не уступает лучшим проспектам
мира. Привокзальная площадь - великолепный памятник «сталинской»
архитектуре.
Справа от вокзала пятиэтажное здание архитектора Д.И. Щербакова
плавно изгибающееся в проспект Основоположника. Примерно в 1976
году архитектор Щербаков водил сотрудников Днепрогражданпроекта,
в числе которых был и я, по зданию новенького обкома компартии,
главным архитектором которого он был. Сейчас в этом прекрасном здании,
сделанном по тогдашней моде под дворец Съездов, находится обладминистрация.
Слева от вокзала жилой дом архитектора И.Р. Заиченко. Угол этого
дома должен был быть увенчан шпилем, но шпиль пал в борьбе с излишествами
в архитектуре, а жаль. Это был 1955 год и судьбоносное для архитекторов
постановление ЦК КПСС. Иван Романович Заиченко был главным архитектором
города, председателем СА, а потом профессором ДИИТа, заведующим
кафедрой «Зданий». В 1966 году я сдавал Заиченко экзамены по предмету
«архитектура», а в 1975 году он предлагал мне перейти на работу
в ДИИТ. А совсем недавно мне подарили настойку на клюкве под названием
«Несмеяна», выполненную по рецепту Ивана Романовича.
В 1975 году я не пошел в ДИИТ, а пришел в Днепрогражданпроект в
мастерскую Владимира Александровича Зуева, в которой и проработал
семь лет. Я все это пишу еще и потому, что привокзальная площадь
для меня связана с авторами, которых я лично знал. Завершает привокзальную
площадь семиэтажный жилой дом архитектора Зуева. Как оказалось,
в этом доме, около семи лет, жил Александр Дольник, архитектор с
которым я работаю уже 17 лет. Кстати, Зуев известен многими объектами:
реконструкциями, такими как, Проспект Основоположника, Набережная,
гостиницы Украина, исторический музей им. Яворницкого, строительство
Диорамы, гостиница «Парус» и т.д.
К большому сожалению у подножия всех этих трех великолепных зданий
Зуева, Щербакова и Заиченко, во времена строительства идиотского
днепропетровского метро, соорудили дебильные «овощные» стекляшки
над входами в метро. Ну, зачем? Почему в городе Киеве и Париже могут
войти в метро через подземный переход, над которым нет дурацких
надстроек, а у нас не могут? Кому нужно это уродство. Но и этого
оказалось мало. Окончательно добили площадь возведением памятника
одному из палачей украинского народа Петровскому, позорное имя которого
наш город и носит.
На привокзальной площади есть еще два памятных для меня объекта:
кассы предварительной продажи билетов, на строительстве которых
в 1962 году, перед армией, я работал каменщиком и прижелезнодорожный
почтамт, который я проектировал в 1976-1978 годах как руководитель
группы конструкторов, главный конструктор Борис Абрамович Медгауз
и главный архитектор Вячеслав Павлович Товстик. Медгауз сейчас главный
инженер строительной компании «Созидатель», Товстик – директор Днепрогражданпроекта.
Совсем недавно, кто-то решил, что Привокзальная площадь великовата,
и на ней соорудили «Большую ложку» архитектора Алипова. Два объекта:
кассы и почтамт, теперь перекрыты зданием «Большой ложки», а между
«Большой ложкой» и кассами образовалась улица. Ее даже можно назвать
Алиповой аллеей, но не сейчас. Позже. На этой оптимистической ноте
можно и закончить этот обзор.
25.05.07
Прокуратов Ю.А.
|