Проектирование  и строительство
гражданских зданий   сайт Александра Прокуратова

Главная Статьи Галерея Soft Документы Ссылки Авторы
 

Rambler's Top100

Грудь Маргариты (ко дню рождения Вучетича)


Нужно спешить с этим сюжетом пока премьера фильма «Мастер и Маргарита» не закончилась. Как сказал выдающийся украинский писатель Эдуард Лимонов, книга другого выдающегося украинского писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - это любимая книга московского обывателя. Сказанного Лимоновым топором не вырубишь.

Несколько слов о днепропетровских «Мастерах и Маргаритах». Не все знают, что наш город родина супер-гиганта советского монументализма скульптора Вучетича, который заправлял всеми скульпторами Советского Союза. В доказательство прикладываю к своему сообщению мемориальную доску на доме, расположенного на углу улиц с романтическим названием Карла Либкнехта и Комсомольская. Нужно отдать должное Вучетичу, - когда он родился в декабре 1908 года, то эти улицы назывались соответственно Казанская и Казачья.


Кто не помнит работ Вучетича, напомню: мемориальные комплексы на Мамаевом кургане – Волгоград, в Киеве, Трептов парк – в Берлине (советский солдат с немецкой девочкой на руках), «Перекуем мечи на орала», памятник Дзержинскому в Москве и т.д. Есть и в Днепропетровске работа Вучетича – небольшой памятник днепропетровцу Александру Матросову.

“Пронырливый скульптор Вучетич явился с готовым проектом, собрав местную братию, барственно посулил: “Работенки всем хватит, будете сыты...” Сооружение монумента велось сверхстахановскими темпами, чтобы престарелый маршал Брежнев успел освятить его своей скупой мужской слезой. Скульптура Родина-мать стоит к противнику спиной и занесла меч над Днепром. Острые на язык киевляне нарекли эту диву “нержавеющая баба”.

Журнал “Огонек”, М. Пахомов

Есть еще версии - “Лаврентьевна”- в честь Киево-печерской лавры и “Клепаная баба”. Фигура клепаной бабы разрушила гениальный киевский ландшафт.

Прокурат

Все знают самую знаменитую советскую скульптуру, символ СССР – «Рабочий и колхозница» Мухиной. На высоких пилонах при въезде на днепропетровский Новый мост неизвестный мне скульптор, развил идею Мухиной, изобразив «Мастера и Маргариту». На одном пилоне Мастер с молотом, а Маргарита с серпом, а на другом Мастер с шуровкой, а Маргарита с циркулем.


Феномен этих барельефов в том, что у днепропетровской Маргариты бронзовые голые груди - все как у Мухиной и Булгакова. Пуританский Днепропетровск в массовом порядке воспринял обнаженные груди монументов как тяжелую эротику, и нелегко пережил это – на дворе стояли суровые 60-е.

У меня на рабочем столе в рамке стоит фотография «Грудь Маргариты». Это деталь одной из скульптур Шабанова. Многие из тех, которые видят в первый раз фотографию, думают, что она с натуры. Приходится объяснять, что это гипс, и как говорит мастер Шабанов: «Живой гипс». Никто не обращает внимания на то, что соски не окрашены, но это не имеет значения, так как грудь все равно живая.


P.S. Длело Вучетича живет и процветает особенно в Днепропетровске.



декабрь 2005 г.


Гостевая книга
  При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна © А.Прокуратов
Сайт управляется системой uCoz