Грудь Маргариты (ко дню рождения
Вучетича)
Нужно спешить с этим сюжетом пока премьера фильма «Мастер и Маргарита»
не закончилась. Как сказал выдающийся украинский писатель Эдуард
Лимонов, книга другого выдающегося украинского писателя Михаила
Булгакова «Мастер и Маргарита» - это любимая книга московского обывателя.
Сказанного Лимоновым топором не вырубишь.
Несколько слов о днепропетровских «Мастерах и Маргаритах». Не все
знают, что наш город родина супер-гиганта советского монументализма
скульптора Вучетича, который заправлял всеми скульпторами Советского
Союза. В доказательство прикладываю к своему сообщению мемориальную
доску на доме, расположенного на углу улиц с романтическим названием
Карла Либкнехта и Комсомольская. Нужно отдать должное Вучетичу,
- когда он родился в декабре 1908 года, то эти улицы назывались
соответственно Казанская и Казачья.
Кто не помнит работ Вучетича, напомню: мемориальные
комплексы на Мамаевом кургане – Волгоград, в Киеве, Трептов парк
– в Берлине (советский солдат с немецкой девочкой на руках), «Перекуем
мечи на орала», памятник Дзержинскому в Москве и т.д. Есть и в Днепропетровске
работа Вучетича – небольшой памятник днепропетровцу Александру Матросову.
“Пронырливый скульптор Вучетич явился
с готовым проектом, собрав местную братию, барственно посулил: “Работенки
всем хватит, будете сыты...” Сооружение монумента велось сверхстахановскими
темпами, чтобы престарелый маршал Брежнев успел освятить его своей
скупой мужской слезой. Скульптура Родина-мать стоит к противнику
спиной и занесла меч над Днепром. Острые на язык киевляне нарекли
эту диву “нержавеющая баба”.
Журнал “Огонек”, М. Пахомов
Есть еще версии - “Лаврентьевна”- в честь Киево-печерской
лавры и “Клепаная баба”. Фигура клепаной бабы разрушила гениальный
киевский ландшафт.
Прокурат
Все знают самую знаменитую советскую скульптуру,
символ СССР – «Рабочий и колхозница» Мухиной. На высоких пилонах
при въезде на днепропетровский Новый мост неизвестный мне скульптор,
развил идею Мухиной, изобразив «Мастера и Маргариту». На одном пилоне
Мастер с молотом, а Маргарита с серпом, а на другом Мастер с шуровкой,
а Маргарита с циркулем.
Феномен этих барельефов в том, что у днепропетровской Маргариты
бронзовые голые груди - все как у Мухиной и Булгакова. Пуританский
Днепропетровск в массовом порядке воспринял обнаженные груди монументов
как тяжелую эротику, и нелегко пережил это – на дворе стояли суровые
60-е.
У меня на рабочем столе в рамке стоит фотография «Грудь Маргариты».
Это деталь одной из скульптур Шабанова. Многие из тех, которые видят
в первый раз фотографию, думают, что она с натуры. Приходится объяснять,
что это гипс, и как говорит мастер Шабанов: «Живой гипс». Никто
не обращает внимания на то, что соски не окрашены, но это не имеет
значения, так как грудь все равно живая.
P.S. Длело Вучетича живет и процветает особенно
в Днепропетровске.
декабрь 2005 г.
|