Мартиролог строителя 13
Нужен ли интеллект инженеру
Огромное большинство задач, которые
выполняют люди, интеллект вообще не нужен.
Это справедливо для 97.8% рабочих мест как
в сфере физического, так и умственного труда.
Станислав Лем
В предыдущем мартиролог-12, один из эпизодов назывался «В каком возрасте становятся гл. конструктором?»
Под моим руководством пятеро инженеров прошло путь от инженера до гл. конструктора в течении 5 - 8 лет. Будем, считать, что те, которые прошли, этот путь за пять лет, попали в критическую ситуацию строительного бума, когда нужно было кому-то полномочия главного конструктора вручать. Так бывает во время войн, когда «гайдаровцы» в 16 лет командуют полками.
Были и факты, особенно в карликовых фирмах, когда малоопытные инженеры на ровном пустом месте сами себя назначали главными конструкторами, реально не оценивая свои возможности и способности.
Специфика проектирования читателям известно. Часто проектирования в своем рутинном процессе, это движение по желобку или разработка проекта по аналогам. Для главного конструктора это может быть его опытом и статистикой, а для молодого специалиста, это разработка какой-то детали, изделия, лестницы, перекрытия по образцу или «рыбе». Задача такого исполнителя поменять некоторые размеры и посчитать спецификацию.
Часто такая работа делается быстро и у молодого специалиста создается иллюзия, что он через два года работы по «рыбе», не понюхав реального строительства, не придумав ни одного узла, ни разбив голову, может работать гл. конструктором.
Я бы не писал об этом, если бы ко мне регулярно на стол не ложились чудовищные ляпы хлестаковых от строительной механики.
Идею подробнее проанализировать этот эпизод дала попавшая ко мне книга «Техника черчения» М.А. Нетыксы, изд. 1904 года. В книге около 600 страниц.
Я процитирую некоторые вещи из предисловия, которое называется «Цель книги».
Цитата №1
«Можно быть человеком грамотным и не уметь излагать своей мысли на бумаге; большинство же людей, даже образованных, пишут неясно, а главное сбивчиво, что вызывает неправильное истолкование мысли сторонними читателями. Происходит это главным образом от незнания письменных оборотов речи, несколько различных, нежели в простом разговоре. Такие люди могут быть только обыкновенными переписчиками-копиистами, и не более того. – Черчение есть тоже метод, изложение мысли на бумаге, метод не словесный, а образный. И здесь имеется своя азбука…, и своя стилистика, знать которую всякому чертежнику необходимо, помимо чисто научных начал, излагаемых в планиметрии, сферической и начертательной геометрии, механике, теории теней и пр.»
Комментарий.
Если вдуматься, то «инженера» работающего по «рыбе», трудно назвать «излагающим мысль». Такой скорее пытается пересказать чужую мысль и дай бог, чтобы он при этом не переврал чужую мысль? А до понимая процессов, происходящих в конструкции, дело может у такого современного инженера и не дойти.
Читаем дальше
Цитата №2
«Без этих познаний чертежник, будет только копиистом, осужденным на жалкое существование, потому что труд копииста оплачивается очень скудно, а также на скорую потерю здоровья, потому что труд чертежника вообще принадлежит к самым не гигиеничным».
В советские времена, проектные институты в основном пополнялись копиистами с дипломами о высшем образовании. Как тогда говорили: «Забудьте все то, чему вас научили», а по большому счету многим и забывать было нечего. Основным чертежным приспособлениям у особенно отличившихся в учебе становились штампики по привязке типовых проектов, - «Привязан» или «Аннулирован». Кто хотел, тот работал над собой, чтобы по старой терминологии периода Русско-Японской войны, выбиться из копиистов в чертежники.
Приезжал в этом году канадский приятель, с которым мы вместе заканчивали ДИИТ, оказывается, институт чертежников в Канаде никто не отменял, а в период развитого социализма институт чертежников в СССР исчез. Политика партии в те годы, - увеличения поголовья людей с фиктивным высшим образованием на душу населения. Фактически высшая школа деградировала до состояния ЛИКБЕЗОВ в настоящее время.
Цитата №3
«Отсюда заключение, что настоящим чертежником может быть только техник, хотя бы со средним образованием, но, если чертежник-копиист сам умеет читать чертеж, то ему легче сидеть и составить другой на основании данных, не прибегая непрерывно к сторонней помощи».
По советской иерархии, перешедшей в капиталистическую, чертежник копиист умеющий составлять другие чертежи по подобию, это что-то вроде старшего инженера, а чертежник, - это ведущий инженер.
Когда проектное дело начало компьютеризироваться, демографический состав проектировщиков начал меняться в сторону увеличения мужского поголовья. А мужчина, - это уже другая психология. Какой чертежник с мотней не хочет стать генералом?
У народа севшего за компьютер, сложилось мнение, что черчение от чертежа отпало, как от собаки хвост. Но стоит взять в руки компьютерный чертеж, то и тут лезет в глаза: масштаб, толщина линий, шрифт, компоновка, правильно выбранный формат, возможность чтения чертежа на строительстве в формате А4 или А3, ссылочный аппарат, эффективное использование объема чертежа. А то иногда компьютерный копиист проведет две мычащие линии и на этом угасает его инженерный интеллект.
Цитата №4
«Обращаем внимание еще на одну сторону чертежного дела, не зависящую от теоретической подготовки чертежника, а именно на кропотливость самой работы, чрезвычайно тягостную для живых и нервных людей. Действительно, исполнение более или менее правильного чертежа требует очень много времени, причем умственная работа чередуется с чисто-механической, очень скучной для многих, а между тем во всяком чертеже преобладающей. Вот почему многие инженеры чертить не любят и считают это дело за наказание. Тут-то хороший, технически-грамотный чертежник приносит громадную пользу».
Как мы видим, компьютер сделал работу чертежника приемлемой для нервных людей. Но все изложенное напоминает инфляцию. В начале 90-х бутылка водки стоила миллион украинских купонов. Тот, кто до «еврейского ига» в 1917 году был чертежником-копиистом стал инженером, чертежник стал ведущим инженером, а инженер времен Цусимы в советские времена превратился в руководителя группы или гл. конструктора. Но процесс инфляции не остановить. В период докризисного строительного бума и пирамид, некоторые чертежники провозгласили себя главными конструкторами.
Цитата №5
Правильно ли поставлено преподавание черчения в школьном деле? Ответить на этот вопрос утвердительно не решаемся… Нам кажется, что на черчение нужно смотреть с двух совершенно различных сторон: теоретической и практической. Теоретическая сторона рассматривается достаточно подробно в различных предметах учебных программ, а именно в геометрии, машиностроении, архитектуре, механике, даже физике и пр., а практическая сторона отодвинута совершенно на задний план и ограничивается едва самыми общими понятиями, чрезвычайно скудными…
Вспоминая советскую школу, можно твердо сказать, что черчение, наряду с пением, украинским языком и физкультурой, были изгоями школьных программ, это при том, что чуть ли не каждый второй ВУЗ в СССР, был техническим. Вряд ли ситуация с черчением изменилась в настоящее время к лучшему. И это при том, что крепкий чертежник, это уже почти главный конструктор в кавычках. Стоит обратить внимание, на то, что составляющая черчения, как функция изображения не самое главное.
Читаем дальше
Цитата №6
На черчение проще всего взглянуть как на ремесло. Опытных чертежников чрезвычайно мало, с чем должны согласиться все кому приходится работать в качестве заведующих техническим бюро… Эти лица в один голос жалуются на медленное исполнение чертежей, а главное на то, что чертежи не бывают достаточно четкие….Ясность и скорость исполнения, обязательно следует ставить на первом месте.
Сейчас не приходится жаловаться на скорость проведения бессмысленных линий, за которыми не стоит интеллект инженера.
Цитата №7
Итак, при составлении книги «Техника черчения», принята автором во внимание только сторона чертежного дела в самом узком смысле.
В таком же узком смысле я бы рассматривал работу многих наших инженеров умеющих работать по шаблону. В конце этой статьи я опять вернусь к мысли Станислава Лемма: «Огромное большинство задач, которые выполняют люди, интеллект вообще не нужен.
Это справедливо для 97.8% рабочих мест как в сфере физического, так и умственного труда».
Так нужен ли интеллект инженеру?
05.01.2011 Прокуратов Ю.