Неугодная, правда, о высотном строительстве в
Киеве
Обобщая публикации на эту тему, мы попробовали для себя сформулировать
тезисы. Ведь как-то нужно подступиться к проблеме.
1. Высотное здание – высокоинтеллектуальное сооружение.
Архитекторы настрадались от девятиэтажек, и теперь неудержимо
рвутся ввысь. Мы (конструктора), в порядке встречного плана замахиваемся
на здание в два раза выше. Только нам понадобится один компьютер
поставить на другой, а может быть, и все три - высота экрана маловата.
В советские времена была «песня о встречном». Я всегда считал, что
это песня о встречном поезде, оказалось – о встречном плане.
2. Строительство высоток поддержал Череп (голова Держбуду
України).
Наверное, Череп подумал, что поддержка высотного строительства,
это что-то вроде вручения почетных грамот. Нормативная документация
от Черепа существует только для зданий высотой до 25-и этажей.
3. Инвестирование в изучение проблем высотного строительства.
Может быть, уже и не нужно инвестировать эти проблемы. Наконец-то
появились Московские городские строительные нормы (МГСН 4.19-05)
от правительства Москвы? Осталось только поменять вывеску на этих
нормах.
4. В Украине необходимо провести лицензирование заинтересованных
фирм.
К сожалению может оказаться, что лицензии получат все кому не
лень. Была бы контора по выдаче лицензий. Кроме того, еще не разработаны
требования к организациям-получателям. Но, и с этим можно подождать,
- пусть правительство Москвы напрягает извилины, и морщит лоб.
5. Необходимость международного сертификата на высотное
строительство у проектировщиков и подрядчиков.
Например, проектировщикам раз плюнуть нарисовать бетон М800
(В 60) и более. Осознают ли подрядчики как такой бетон приготовить,
и уложить, а заказчики проконтролировать. Нет – пока не осознают.
Главное выиграть тендер, а потом осознать свою несостоятельность
и морочить голову проектировщикам своими глупостями.
6. Непредсказуемые последствия в уже построенных зданиях,
которые сооружены без нормативов. Остановка строительства высотных
домов на Троещине.
Интересно, Череп поддержал высотное строительство до Троещины
или после Троещины. Может быть, киевские яйцеголовые нам объяснят
проблемы с Троещиной. Ведь аварии в строительстве – тоже являются
двигателем технического прогресса.
7. Недопустимость высотного строительства без нормативной
базы.
Пока мы изучаем московские нормы, можем даже стартовать, ну
а все же – в Киеве чешутся или нет по этому поводу. Пока декларируется,
что в Киеве нормативная база не будет создана в ближайшее время.
Ближайшее время – это сколько? Пока я это писал, пришло сообщение,
что ближайшее время 2008 год. Теперь сиди и гадай, что произойдет
раньше: вступим в НАТО или получим нормы.
8. Присвоение высоткам – звания «эксперементальное строительство».
Функция Госстроя.
А что остается делать? Вопрос риторический. Конечно же экспериментировать.
9. Необходимость долевого участия участников эксперимента
в разработке нормативной базы.
То есть, пока мы будем проектировать по московским нормам, а
потом строить, заказчик отстегнет условные едениницы, и передаст
их тем, кто подведет под нас нормативную базу. Ориентировочная стоимость
разработки в Москве озвучена – это 36 млн. руб.
10. В настоящее время в Москве идет разработка нормативной
базы с экспертизой в США. В разработке принимает участие 20 организаций.
Наверно, и нашим чиновникам не один раз придется везти мотаться
в США. Тяжело, но что поделаешь. Но зато будет весело – 20 организаций
принимает участие.
11. Госстрой рекомендовал киевской горгосадминистрации
не выдавать разрешений на проектирование новых высоток, до окончания
эксперементального строительства.
Интересная мысль. Получается, что уже поезд ушел и нам ждать
окончания эксперимента? Или это только для Киева эксперимент, а
у нас в Пятихатках можно строить высотки просто так?
12. Для каждой из высоток НТС ГЛАВАПу Киева готовит индивидуальные
технические требования.
А кто готовит для Пятихаток?
13. Мнение киевского НТС (научно-техническое сообщество)
говорит о проблематичности высотного строительства.
НТС одной рукой требует, а другой проблемы плодит. И что такое
НТС – это структура или в свободное от работы время.
14. Отсутствие строительной инфраструктуры для принятия
эффективных конструктивных решений.
Пока днепропетровский рекорд равен М 500, а мы конструктора,
хотим замахнуться на М1000. Нам «очень» нравятся подрядчики и заказчики
полные оптимизма – им лишь бы ввязаться. А что потом. Здание укорачивать?Так
зачем мы тогда три компьютера один на один ставили.
15. Легкомысленность архитекторов.
Никак не получается объяснить господам архитекторам, что высотное
здание это еще немножко и инженерное сооружение. Смотри пункт первый
тезисов. Архитектор считает, что интеллект нужен только им, а конструкторский
труд – это что-то вроде вывоза навоза на поля.
16. Научное сопровождение.
Кто?! Опять нарвался на риторический вопрос. Россия изучает
опыт США, и заключает договор о совместной деятельности. Скорее
всего, об этом и мечтать нельзя, ну хотя бы с московскими высотниками
наладить контакт.
17. Дублирующие расчеты в разных программах. Наличие лицензионных
программ. Расчеты зданий на эскизной стадии.
Как конструктора иронизируют об архитекторах: «Козликов рисуют».
Ну, хорошо, если этот козлик о 12 этажах, то бог с ним пусть рисуют,
ну, а если 40 этажей – так и будем рисовать без конструкторов, а
потом им лопату в руки?
18. Давление инвесторов вынуждает участников экспериментов
действовать в спешке.
К освещению этого вопроса у меня самого поднялось давление,
пришлось срочно принять таблетку. Если не поможет приму коньяку.
Тем не менее, добавлю, что инвестор, часто он и заказчик даже понятия
не имеет, что такое технический надзор реализацию своих амбиций
отдает на откуп подрядчику.
19. Мониторинг высотных зданий в процессе проектирования
и эксплуатации.
Тут вообще и конь не валялся. Практически по мониторингу нет
ничего. С чего начинать? Кто проектирует этот раздел проекта? Имеется
ли соответствующее оборудование в Украине?
20. Продувка высотных зданий в аэродинамической трубе.
И тут конь не валялся. Ни труб, ни методики. Вот в Париже, такой
был сквозняк на Дефансе, что пришлось между зданиями подвесить искусственное
облако.
21. Что такое ключевые элементы каркаса и расчет их на
экстремальные (взрывные нагрузки).
Это все частные вопросы, такие же как мониторинг, продувка и
др., которые должны быть освещены новыми нормативными документами
и техническими требованиями. Таких вопросов может быть много.
22. Отсутствие возможности проводить качественный мониторинг
конструкций уже построенных зданий.
Как говорится – поезд ушел.
23. Необходимость обучения и повышения квалификации специалистов
проектировщиков.
Вместо того чтобы вариться в собственном соку, такие вещи сверхнеобходимы.
И не только по вопросом проектирования, но и по вопросам авторского
надзора, строительства, требований к технадзору и т.д
24. Разработка программ на экспериментальное строительство.
Надеюсь, что в Госстрое сейчас ночами не спят, и трудятся над
этими программами.
________________________________________________________________
«Существует единственный цивилизованный путь к высотному
строительству – заказывать проекты у фирм имеющих лицензии, приглашать
опытных, имеющих лицензии подрядчиков и одновременно у них учиться.
Но это дорого для наших инвесторов – им хочется построить в центре
города, получить много квадратных метров площадей, чтобы все обошлось
дешево, а потом продавалось дорого. Но не получается. Хотя у наших
инвесторов может и получиться. Как показывает опыт, согласовывающие
и экспертные организации готовы подписать все, что угодно, а подрядчик
построить. Далее на всех каналах и в средствах массовой информации
появляется заманчивая реклама о замечательных домах, «метры» поступают
в продажу, а там будь что будет. Так что киевляне и гости столицы,
будьте осторожны, покупая квартиры в эеспереминальных высотных домах»
.
Ирины КАРМАНОВА, кандидат технических наук.
|